ГОРАН БРЕГОВИЧ.

ГОРАН БРЕГОВИЧ.

Слава настигла Горана Бреговича в возрасте 43 лет. Тогда, в 1993-м на всех радиостанциях зазвучала волшебная "In a Death Car" в исполнении сумасшедшего и великого Игги Попа. "Брегович... Это же наш Мик Джагер!", - говорят жители бывшей Югославии. Брегович родился в Сараево. В нем сплавились все противоречия СФРЮ, которые потом привели к известным событиям: наполовину серб, наполовину хорват, женатый к тому же на мусульманке. Он начал играть рок в 1966-м в любительской группе "Бестие", после работал в группе "Кодекс", участвовал в трио "Мика, Горан и Зоран", группах "Ютро" и "Пуговица". Ошибка - считать, что Эмир Кустурица ввел Бреговича в мир кино. Прославил - да, но не он был первым, кто использовал таланты Горана. Все началось с комедии Здравко Рандича "Облако бабочек" (1977). Потом была документальная драма "Личные дела", а потом перерыв на 12 лет. За это время Брегович выпустил еще 8 альбомов и распустить группу. В 1989-м Адемир Кенович пригласил его для записи музыки к фильму "Кудуз", рассказывавшему о судьбе югослава-мусульманина, начавшего новую жизнь после отсидки за ограбление полицейского и с этой новой жизнью не справляющегося. Это был редкий для югославского кино взгляд на жизнь мусульманского сообщества, и Брегович почувствовал: вот оно. Но это было еще не оно. Брегович: "По-настоящему я начал работать с началом войны. Кустурица попросил меня написать саундтрек к его фильму... Я работал для кино как маньяк. Мне позарез нужны были деньги, мне позарез нужно было бросать их на ветер".

...Некогда Эмир Кустурица, "цыганский Феллини", он же "цыганский Тарантино", играл в группе Бреговича на бас-гитаре, и они были друзьями. Музыку к самому, пожалуй, эпичному фильму кустурицы - "Время цыган" - написал Брегович, сплавив воедино безудержный цыганский мелос, напевы балканских славян и рок-ритмику. Этим рецептом он пользовался довольно долго и со все большим успехом.

В начале 1994-го на видеорынках появился фильм "Arizona Dream", история-полубред о том, как счетчик рыбы на реке Гудзон, вместо того чтобы продолжить семейный бизнес - торговлю кадиллаками, становится любовником полусумасшедшей, одержимой идеей полетов, и вместе с ней - провозвестником всего доброго и вечного, мгновенно завоевала сердца любителей "другого кино". Актерский ансамбль, летающая рыба, уносящаяся к Луне карета "скорой помощи", эскимосские санные упряжки, летательные аппараты - право, у фильма было больше оснований называться "магическим реализмом", чем у "Времени цыган". ...Конечно, Кустурица пригласил Бреговича. А тот использовал проверенный рецепт: Балканы, рок-н-ролл... и Игги Поп, благодаря которому саундтрек Бреговича сразу сделался культовым.

После "Аризоны" была "Королева Марго" с напевами Офры Хазы, затем фильм Кустурицы"Underground" ("Подполье") - здесь было меньше рока и больше фольклора - "Калашников", стилизованный под народный танец, безудержные "7/8 & 11/8" и, наконец, потрясающая "Ausencia" в исполнении звезды "world music" Сезарии Эворы. А еще "Подполье" стало последним плодом сотрудничества Бреги и Кусты. Кустурица сделал публичное заявление о том, что вообще не будет больше снимать кино; Брегович, наоборот, работал в кино все больше и больше.

Брегович говорит: "...на Балканах никогда наверняка не знаешь, что используешь... Мой "Свадебный и похоронный оркестр", в выступлениях которого участвует около до человек, - как ранняя панк-музыка, сочинявшаяся без участия машин". Что же устроит прекрасный, близкий русскому понятию красоты, необыкновенный Горан Брегович? Посмотрим 6 ноября на сцене Янтарь-Холла.

Фото и видео
Показать полное описание Свернуть описание
Наверх